Моим первым близким и личным опытом общения с грифами был опыт общения с Солом.’Вот, птичка Солли, Солли Солли’, – пел волонтер в центре реабилитации диких животных, мило общаясь с лысоголовым падальщиком, размах крыльев которого достигал 6 футов. Соль была послом, в обязанности которого входило помогать волонтерам просвещать людей о выживании своего вида и его взаимоотношениях с человеком. Имя Сол означало ‘короткая внешность’, хотя я предпочитал видеть в Сол красоту. Это имя также означало позу для принятия солнечных ванн, которую она принимала в пустыне Нью-Мексико, греясь в лучах утреннего солнца.
Жизнь Соль в неволе началась, когда она и ее брат и сестра были еще птенцами, и какие-то мальчишки выкрали их из пещерного гнезда. Специалисты по реабилитации диких животных пытались научить их запечатлеваться на другом индюшачьем грифе, чтобы затем выпустить их обратно в дикую природу. Это не сработало для Сола, и она слишком привыкла к людям, чтобы ее можно было выпустить. Ей грозила опасность подойти не к тому человеку за подачкой и быть застреленной.
Я подумал, не скучает ли Соль по ночным полетам и стаям со своей семьей. Грифы – прекрасные парящие птицы, хотя они немного тяжеловаты и неуклюжи на земле. Они компенсируют это своей грацией и легкостью, когда поднимаются в воздух. Грифы добывают корм самостоятельно в течение дня, а ночью собираются вместе с большими группами собратьев.
Я познакомился с Соль более 10 лет назад и вспоминаю ее распростертые крылья, впитывающие солнце, всякий раз, когда наблюдаю за V-образными парящими силуэтами, которые кружат в небе. В последнее время я часто замечаю подобные фигуры в небе, когда еду по долине реки Кентукки ранним утром и поздним вечером. Я могу ожидать увидеть по меньшей мере 100 птиц, сгрудившихся в верхушках деревьев на своем общем насесте, с видом на реку вдоль узкой извилистой дороги. Странно, но я не вижу у этих грифов характерных красных голов. Многие, возможно все, – черные грифы.
Некоторое беспокойство вызывает тенденция перемещения черных грифов на север. Некоторые говорят, что они более агрессивны и, возможно, забирают животных еще до их смерти. Местные фермеры рассказывают, что черные грифы клевали глаза новорожденного скота, ягнят или пожилых животных, которые еще не совсем покинули этот мир. Как бы ужасно это ни звучало, присутствие любого вида стервятников также может быть подсказкой для проницательного фермера. Проверьте свои поля на наличие новорожденных или, что еще хуже, выкидышей, которые могут остаться неизвестными без предупреждения падальщика. Грифы привлекаются к местам родов для получения последа, поэтому они не всегда являются причиной для беспокойства. Однако, если вы хотите отпугнуть их, используйте громкий шум, чтобы разогнать их.
Черные грифы присоединяются к индюшачьим грифонам все дальше на север, что может быть связано с целым рядом факторов
Меньше еды и больше птиц
Токсичность в естественной пищевой сети изменилась за последние несколько десятилетий. После значительного сокращения популяций падальщиков по всей Северной Америке из-за ДДТ и отравления свинцом (от охотников, оставляющих туши), численность индюков и черных грифов вернулась к стабильному и здоровому уровню. Это произошло благодаря уменьшению количества вредных пестицидов в пищевой сети, а также благодаря федеральным и государственным нормам, требующим использования боеприпасов без свинца. Кроме того, изменение ландшафта сельского хозяйства могло уменьшить выбор черных грифов в южных штатах, вынуждая их двигаться на север в поисках пищи. Небольшие семейные фермы со свободно гуляющими животными были заменены большими участками монокультур; замкнутые животноводческие хозяйства с промышленными методами утилизации могут лишить стервятника работы
Доступная еда в дороге
Как идет шоссе, так идет и стервятник. Падальщики питаются тем, что доступно, а дорожная смерть очень доступна. За последние 50 лет системы автомагистралей изменили облик нашего ландшафта, нарушив естественные коридоры дикой природы и открыв падальщикам возможность питаться дорожной смертью. Перенаселение оленей во многих районах логично связано с увеличением численности черных грифов, хотя олени составляют лишь небольшой процент того, чем питаются грифы. Большую часть их пищи составляют мелкие дикие животные, такие как опоссумы, скунсы и сурки, а также сельскохозяйственные животные, такие как свиньи, овцы и куры. В гранулах стервятников были обнаружены даже такие насекомые, как майские мухи и жуки, а также коровий навоз и гнилые тыквы
Более теплая погода
Черные грифы исторически живут там, где они могут найти пищу круглый год без необходимости далеко мигрировать, в основном в Южной Америке и Мексике. С потеплением зим грифы – одни из многих диких животных, которые с изменением климата расширяют свой ареал обитания. Черные грифы теперь встречаются даже на севере Новой Англии
Поиск мусора по меткам
Черные грифы не обладают таким острым обонянием, как индюшачьи грифы. Этот нюх помогает им обнаружить однодневного покойника, которого они предпочитают гниющей, вонючей плоти. Черные грифы следуют за индюшачьими стервятниками к источнику пищи, а затем пробивают себе дорогу к пиршеству. Они сообщают членам своей семьи, где искать пищу, если некоторые из них не добились успеха в добыче. Если вам приходится быть падальщиком, вы можете быть и опытным оппортунистом.
Сол научил меня, что отношения людей со стервятниками полны недоразумений. Они вовсе не грязные животные. На самом деле, они оснащены пищеварительными ферментами, которые могут свести на нет любые опасения по поводу распространения болезней. Нет необходимости убивать стервятника для защиты домашнего скота. На самом деле, это незаконно без федерального разрешения. Если мы сможем понять, что эти животные служат великой цели в экосистеме, убирая останки, с которыми лучше не иметь дела, а затем наблюдать за их грациозным парением, мы, возможно, поймем, что у них есть своя собственная сложная жизнь, с которой нужно бороться